По закону продавцы должны представлять документы, которые подтверждают качество товара. Один из документов, которые можно использовать, — отказное письмо.
Что такое отказное письмо и кому оно нужно
Отказное письмо — документ, который подтверждает, что товару не требуется сертификат качества или декларация соответствия. Оно нужно почти всем, кто производит и продаёт товары.
Отказные письма на продукцию могут запрашивать покупатели, контролирующие органы или площадки для торговли — например, маркетплейсы. Поэтому существуют разные виды отказных писем. Например:
Самый распространённый вид — торговые отказные письма по сертификации. Их предоставляют покупателям и маркетплейсам: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркету» и другим.
Все товары можно условно поделить на две группы: подлежащие сертификации или декларированию и не подлежащие. Отказные письма оформляют на вторую группу товаров. Разберёмся в этом подробнее.
По закону продавцы и производители некоторых видов товаров должны оформлять на них сертификаты и декларации. Полный перечень таких товаров указан в Постановлении Правительства РФ №2425. К ним относятся, например, принадлежности для новорождённых, медицинские изделия, термосы и нательное бельё.
Отказные письма нужно оформлять для всех остальных товаров. Например, для зонтов, искусственных цветов, зеркал, сувениров, ёлочных украшений и многих других.
Чтобы понять, какие документы нужно оформить, проверьте, есть ли ваш товар в перечнях на сертификацию и декларирование. Если есть, придётся делать сертификат или декларацию. Если нет — можно получить отказное письмо.
Документ можно получить у производителя товаров, если вы их перепродаёте. Ещё отказное письмо может сделать аккредитованный сертификационный центр.
Стоимость зависит от вида отказного письма и типа продукции, на которую оформляют документ.
Оформить отказное письмо могут и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, и самозанятые. Для этого нужно обратиться в сертификационный центр General Test и предоставить пакет бумаг.
Требования к пакету документов следующие:
Можно отправить все эти данные по электронной почте или принести документы лично. Отказное письмо мы отправим вам курьером или почтой.
Законом не установлен образец отказного письма. Известно только, что в нём обязательно должны быть:
Обоснованиями служат ссылки на нормативные и законодательные акты.
Как правило срок действия отказного письма по закону — год. Можем выдать отказное письмо без указания срока действия: тогда оно считается бессрочным и действует, пока в список товаров для обязательной сертификации не внесут изменения.
За этим нужно следить. Например, действующее сейчас постановление вступило в силу 1 сентября 2022 года. Все бессрочные письма, оформленные до первого сентября по старому постановлению №984, теперь действуют до первого сентября 2025 года. После нужно будет получать их заново.
Официально производители и продавцы не обязаны оформлять отказные письма. Но лучше сделать это — по двум причинам.
Первая причина — возможная потеря времени. Контролирующие органы могут усомниться в том, что товарам не нужны сертификаты и декларации. Всё время, пока идёт разбирательство, вы не сможете продавать товары или пересекать границу с ними. А если представить отказное письмо, вопрос будет решён сразу.
Вторая причина — возможная блокировка на маркетплейсах. Маркетплейсы могут запросить документы на товар сами или после жалоб от покупателей. Если не представить сертификат или отказное письмо в течение срока, указанного в оферте, маркетплейс может заблокировать товар. Если документов не будет на большую часть товаров, могут заблокировать весь аккаунт. Блокировка сохранится до момента, пока вы не представите документы.
Важно, чтобы дата выдачи документа была до момента первой поставки. Поэтому отказное письмо надо оформлять заранее. Вариант «начать продавать, а потом получить документ» не подходит.
Оставьте свой контактный номер, и мы Вам перезвоним!
Оставьте свой контактный номер, и мы Вам перезвоним!